Узнавать законы мироздания и понимать мир вокруг нас нам помогает Математика.
И сегодня мы поговорим об одном из ее разделах - комбинаторике.
Этот раздел дискретной математики приобрел сегодня серьезное значение в связи с развитием информационных технологий, теории вероятностей и математической логики.
Комбинаторика имеет свои способы решения разных задач и уравнений.
К сожалению, сегодня не все люди имеют представление о том, что такое комбинаторная задача.
С комбинаторными задачами люди имели дело еще в глубокой древности, когда, например, выбирали наилучшее расположение воинов во время охоты, придумывали узоры на одежде и посуде.
В дальнейшем появились игры (нарды, шашки, шахматы), требовавшие умения планировать, рассчитывать свои действия, продумывать возможные комбинации. В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрышные комбинации и умел избегать проигрышных.
Самым ярким примером являются шахматы. Эта игра позволяет одновременно развивать логические, аналитические, дедуктивные способности, абстрактное мышление, концентрацию, память, скорость мышления.
Тот, кто в детстве занимался шахматами, лучше и быстрее соображает в зрелом возрасте. Приспособления для таких игр археологи находили в древних захоронениях, например, в пирамиде египетского фараона Тутанхамона.
Долгие века комбинаторика развивалась в недрах арифметики, геометрии, алгебры. Древнегреческие ученые большое внимание уделяли и комбинаторике чисел и геометрической комбинаторике - разрезанию фигур и т. д . Однако как ветвь математики комбинаторика возникла только в XVll в. А толчком к этому послужили азартные игры, прежде всего игра в кости:
(два ил и три кубика с нанесенными на них очками выбрасывал и на стол, и выигрывал тот, у кого сумма очков оказывалась больше).
Игроки пытались понять, почему одни суммы выпадают чаще, другие - реже. Задача оказалась совсем не простой, особенно в случае трех или четырех костей. Этой проблемой в XVI в. занимались известные итальянские математики Джироламо Кардано, Никколо Тарталья, в XVll в. - Галилео Галилей, крупнейшие математики Франции Блез Паскаль и Пьер Ферма. Работы последних ознаменовал и рождение двух новых ветвей математики - комбинаторики и теории вероятностей.
Но не только азартные игры послужили толчком к исследованиям математиков. Еще одна причина - тайна переписки. Шифрами пользовались короли, дипломаты и заговорщики, а также сами ученые .
Изобретались все более и более сложные шифры, а для кодирования и расшифровки информации привлекались математики. В конце XYI в. во время войны Франции и с Испанией , расшифровкой переписки между противниками французского короля Генриха и испанцами занимался Франсуа Виет.
Навыки в работе со сложными шифрами помогал и ученым при разгадке письменности древних народов.
Комбинаторные навыки оказались полезными и в часы досуга. Нельзя точно сказать, когда наряду с состязаниями в беге, метании диска, прыжках появились игры, требовавшие, в первую очередь, умения рассчитывать, составлять планы и опровергать планы противника.
В дальнейшем полем для приложения комбинаторных методов оказались биология, химия, физика.
Кроме того он написал Новый тригонометрический метод решения неприводимого кубического уравнения. Виет применил его для решения древней задачи трисекции угла, которую свёл к кубическому уравнению.
Первый пример бесконечного произведения, формула Виета для приближения числа Пи
А я в детстве так и НЕ научился играть в шахматы... =(